Без рубрики 👁 58

Цветоведение. Секреты дядюшки Иттена.

 «Однако я твёрдо уверен, что самые глубокие и подлинные тайны цветового воздействия не видны даже глазом и воспринимаются только сердцем»

И. Иттен

Сегодня хочу поделиться с вами весьма интересными и важными знаниями, которые я почерпнула из книги Иоханесса Иттена, одного из главных исследователей цвета в искусстве.
В целом эта книга просто кладезь полезной информации, начиная от физических законов и различных контрастов, заканчивая любопытными фактами работы и подходом различных художников. Очень хорошая и необходимая база, и даже больше. Безусловно, я рекомендую  прочесть эту книгу абсолютно всем, кто так или иначе связан с цветоведением.

Уже почти год, в очень вялотекущем режиме я её читала, и попутно подчёркивала для себя особенно интересные моменты, своего рода моя личная выборка.
Хочу в очень сжатом варианте сохранить их и тут, прежде всего в собственных интересах — ибо когда делишься чем-то, велик шанс, что оно лучше запомнится:)
Ну а если это пригодится и кому-то из вас — всегда буду рада!
Максимально хрестоматийные знания я упущу, но все они тоже есть в книге.

Помимо колористики, тут будут и просто вдохновляющие цитаты)
Давайте начнём прямо с одной из них.

«Если вы, не зная законов владения цветом, способны создавать шедевры, то ваш путь заключается в этом «незнании». Но если вы в своем «незнании» неспособны создавать нечто высококлассное с точки зрения владения цветом, то вам следует позаботиться о получении соответствующих знаний». Законы и теории хороши в ситуации неуверенности. В моменты вдохновения задачи разрешаются интуитивно, сами собой.«

Невероятно интересна тема субъективного отношения к цвету!
Тут автор говорит об удивительной взаимосвязи индивидуальности человека и предпочитаемых им цветах, темах : ЧТО скорее всего напишет ученица со светлыми волосами, а какие темы заинтересуют людей тёмного типа. И, оказывается, для успешного результата разным типам учеников необходимо ставить разные натуры для изучения и, соответственно, разные задачи.

▷ Человек может выразить себя по максимуму, лишь занимаясь органически близким ему делом и обладая к тому же необходимыми для этого способностями.

▷ Тому, кто начинает с рисунка, а затем добавляет к линиям цвет, никогда не удастся достичь убедительного и сильного цветового воздействия. Цвет обладает собственной массой и силой излучения и придает плоскости иную ценность, чем это делают линии

▷ В среде художников можно наблюдать три различных типа отношения к проблемам цвета.
Первый тип характерен для художников «эпигонов», которые не ищут собственных цветовых решений, а скорее повторяют колорит своих учителей или других художников.
Ко второму относятся «оригиналы», которые пишут так, как это подсказывает им личный вкус. Они компонуют согласно своим представлениям о форме и цвете. И какой бы ни была тема их картин, их цветовое выражение всегда будет одинаковым.
Третий тип отношений к цвету представляет группа «универсалов», художников, работающих с цветом на основе знания его объективных законов. При этом каждая их композиция отличается своим собственным цветовым решением, соотнесѐнным с выбранной темой. Понятно, что эта группа художников немногочисленна, ибо каждый из них должен в своѐм субъективном цветовосприятии владеть всем спектром цветового круга, а это бывает нечасто. Помимо этого, художники «универсалы» должны обладать большими знаниями и иметь широкий мировоззренческий кругозор.

От субъективного восприятия цвета движемся к цветовому кругу и цветовой гармонии.

О сером цвете.

▷ Нейтральный серый цвет представляет собой лишенный характера, безразличный ахроматический цвет, легко изменяющийся под воздействием контрастирующих тонов и цветов. Он нем, но легко возбуждается и даѐт великолепные тона. Любой цвет немедленно может вывести серый цвет из нейтрального ахроматического тона в цветовой ряд, придав ему тот оттенок, который является дополнительным по отношению к цвету, пробудившему его. Это превращение происходит субъективно в наших глазах, а не объективно в самом цветовом тоне.

▷ Серый цвет — это бесплодный, нейтральный цвет, жизнь и характер которого находится в зависимости от соседствующих с ним цветов. Он смягчает их силу или делает их более сочными. В качестве нейтрального посредника он примиряет между собой яркие противоположности, одновременно поглощая их силу и тем самым, подобно вампиру, обретая собственную жизнь. На этом основании Делакруа отвергал серый цвет как отнимающий силу других цветов.

▷ С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые тона. Старые мастера добивались столь цветного серого тона, например, благодаря тому, что на основной цвет полосками накладывали противоположный ему или же покрывали первый цветовой слой тончайшим слоем дополнительного к нему цвета.  Пуантилисты добивались цветного серого тона другим способом. Они наносили чистые цвета мельчайшими точками рядом друг с другом, а появление собственно серого тона происходило уже в глазах зрителя.

▷ Когда в композиции участвуют и граничат с хроматическими цветами цвета ахроматические одной с ними светлоты, то последние теряют свой нейтральный характер. Если художнику желательно, чтобы ахроматические цвета сохраняли свой абстрактный характер, он должен придавать хроматическим цветам отличную от них светлоту. Если в цветовой композиции белые, серые и чѐрные цвета используются в качестве средства создания абстрактного впечатления, то в этой композиции не должно быть хроматических цветов той же светлоты, ибо в противном случае в результате одновременного контраста серый цвет будет производить впечатление хроматического цвета. Если в цветовой композиции серый цвет используется в качестве живописного компонента, то его тон должен быть той же светлоты, что и хроматические цвета.

▷ В то время как импрессионисты стремились к живописному воздействию серых тонов, сторонники конструктивной и реалистической живописи относились к чѐрному, белому и серому цвету как к средству абстрактного воздействия.  

▷ Одинаковая светлота или одинаковая темнота делают цвета как бы родственными.
Благодаря одинаковой тональности они становятся как бы связанными и объединѐнными между собой. Сам этот факт и его возможности как художественного средства недооценивать нельзя.


▷  Когда живописцу требуется, чтобы насыщенный жёлтый создавал максимальное впечатление, то вся композиция должна носить светлый характер, в то время как насыщенный красный или синий требуют общего тѐмного решения композиции. Светящиеся красные тона на картинах Рембрандта так выразительно сияют лишь благодаря контрасту с более тёмными. Когда Рембрандт хочет добиться сияния жѐлтых тонов, то погружает их в относительно светлый цветовой ряд. В то время как насыщенный красный в этом окружении начинает производить впечатление просто чего-то тёмного и теряет свою звучность.

 ▷ Красный, оранжевый и жёлтый кажутся более тёмными при недостаточно ярком свете, в то время как зеленый и синий в этих условиях воспринимаются более светлыми. Цвета и их отношения идеально проявляют себя только при ярком дневном свете, а в сумерках оказываются искажёнными. Картины, написанные для алтаря и рассчитанные на полутьму церкви, не следует выставлять в ярком искусственном свете, ибо такое освещение исказит все световые соотношения цветов. 


Контраст насыщенности

▷ Если мы хотим добиться выразительности всей композиции, используя только контраст насыщения без всяких иных контрастов, то блёклый цвет должен быть подмешан к яркому, то есть яркий красный должен контрастировать с блёклым красным, а синий яркий с блёклым синим. Но нельзя ставить вместе яркий красный с блёклым синим или яркий зелёный с блѐклым красным. Иначе чистый контраст насыщения будет заглушен другими новыми контрастами, например, контрастом холода и тепла, и действие контраста насыщения с его тихой и спокойной выразительностью будет поставлено под вопрос.

Очень увлекательная тема о контрасте  по площади цветовых пятен. Если рассказать в 2-х словах — для гармонизации различных цветов требуются разные пропорции цветовых пятен. Так, более тёмным цветам требуется больше площади, светлым — меньше.

▷ Если жёлтое пятно должно выделяться среди светлых тонов, то оно должно занимать значительно большую площадь, чем в том случае, когда это же пятно находится в окружении тёмных тонов. И здесь достаточно небольшого жёлтого пятна, поскольку его яркость усиливается самим окружением.

▷ ….Кроме изложенных здесь принципов пигментарного смешивания, существует также и метод оптического цветового смешения. Он основан на том, что смешиваемые чистые цвета маленькими мазочками или точками располагаются рядом друг с другом. Когда покрытая таким образом поверхность начинает рассматриваться на определённом расстоянии, то все эти цветовые точки смешиваются в глазах в единое цветовое ощущение. Преимущество подобного рода смешивания заключается в том, что действующие на наши глаза цвета являются более чистыми и сильнее вибрируют. 

▷ Все светлые тона на чёрном фоне будут выступать вперёд в соответствии со степенью их светлости. На белом фоне впечатление будет обратное: светлые тона остаются на уровне белого фона, а тёмные постепенно выступают вперёд.  Что касается холодных и тѐплых цветов одинаковой светлоты, то тёплые цвета будут выступать вперёд, а холодные стремиться в глубину.

▷ Каждый художник в соответствии со своими наклонностями должен определить для себя меру своей работы по изучению природы. Однако было бы неразумно пренебрегать внешним миром из-за избытка нашего внутреннего. Природа в своём ритме времён года, обращённом то наружу, то внутрь себя, могла бы служить нам идеальным примером. Весной и летом силы земли выходят наружу, воплощаясь в росте и созревании, а осенью и зимой возвращаются снова назад и обновляются для будущего роста.

▷ В композиции картины важно также место расположения цвета и направление цветового мазка. Синий цвет в композиции производит различное впечатление в зависимости оттого, расположен ли он в верхней или нижней части картины, слева или справа. В нижней части композиции синий цвет тяжѐл, в верхней же кажется лёгким. Тёмно-красный цвет в верхней части картины производит впечатление чего-то тяжѐлого, неминуемо-го и грозного, а в нижней — он кажется спокойным и само собой разумеющимся. Жёлтый в верхней части произведения производит впечатление лёгкости и невесомости, в нижней же — он бунтует словно в заточении.

Пожалуй, на этом и закончим, информации было уже очень много, надеюсь, вы почерпнули для себя что-то полезное и интересное.
И завершим эту публикацию замечательной цитатой, о которой нам, художникам, очень важно всегда помнить!

 «И всё же сущность цвета остаётся скрытой от нашего понимания и может быть осознана только интуитивным путём. Поэтому правила и законы могут быть лишь ориентирами на пути к созданию живописного произведения.
Решающим в искусстве являются не выразительно-изобразительные средства, а человек со своим характером и человечностью. Первым идёт формирование и развитие личности, а затем уже возможность творчества. «.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *