Без рубрики 👁 236

Топ выставок 2022. Москва

Рада вас приветствовать, друзья! Сколько лет, сколько зим, как говорится; и вот Катя снова в блоге:)

Да, для этой публикации мне оказалось мало формата инстаграм и даже телеграм, где я активно пишу последние годы, поэтому решила обратиться к старому доброму блогу.Тем более, если вы со мной давно, то могли заметить, как он похорошел). В прошлом году я сменила платформу, и теперь блог стал краше и удобнее. И весь 12-летний архивчик — по-прежнему к вашим услугам!

Ну а сегодня будет обзор выставок  2022 года.

Это мой личный рейтинг выставок и ярких художественных произведений ушедшего года. Ибо я сама не только художник, но и огромный любитель искусства (особенно современного) и выставок. Особое внимание я хотела бы обратить на слово «личный» 🙂 Вас ждёт много субъективного взгляда и вкусовщины. Ну а если  что-то откликнется, окажется близко, или, наоборот, возмутит, то я всегда рада вашим комментариям в конце статьи. Это для меня лучшее «спасибо»:)

Начну с того, что с переездом в Москву для меня открылся поистине удивительный мир выставок. И по количеству, и по качеству. А посетить всё интересное — вообще задача невыполнимая.К сожалению,  пока я в них зачастую участвую в роли зрителя, но учитывая паузу в творческой деятельности, это отличный якорь  причастности к искусству. Обожаю эти творческие «свидания»: каждый раз в ожидании открытий, с раскрытым сердцем. Поэтому не удивительно, что, подводя итоги года, я насчитала как минимум 37 художественных мероприятий, которые удалось посетить к этом году! Выбрать из них самый смак и топ будет ой как непросто.

Но я попробую! И ниже  расскажу о 7 наиболее запомнившихся. Любопытно, что бОльшая часть из них проходила в январе, позже (в силу известных всем событий) выставочная деятельность была уже не столь яркой. В такое смутное время людям сложнее настроиться на волну созидания, да и интересные зарубежные коллаборации теперь уже под вопросом. Но будем верить в лучшее!

 

Начнём с выставок (должна предупредить, в публикации есть работы 18+)

 

1. «Бывают странные сближенья», Пушкинский музей, январь 2022.

Не побоюсь громких слов, но, пожалуй, это лучшая выставка, на которой мне вообще доводилось бывать! Ребят, 2 захода, каждый по 3 часа! Это было не просто собрание произведений художников, а ёмкое и остроумное кураторское высказывание на 13(!) залов:). Когда не то что пробежать поскорее сотни работ… наоборот, ты хочешь как можно дольше задержаться и вникать в замысел автора.

Французский куратор Жан Юбер-Мартен ( а дядечке уже немного-немало 78 лет!) представил российскому зрителю выставку, разрушающую все каноны, выставку-ребус, в которой даже отсутствовали аннотации. Он и тут остался верным своему кураторскому приёму:  находит что-то общее в произведениях разных стран и эпох и выстраивает неожиданные параллели. Ну а зритель, как детектив, считывает (или нет) эти сближенья на уровне эмоций, интуиции. Иногда они кроются лишь в каких-то визуальных образах, а иногда намного глубже. Но главное — ты видишь общую картину именно в этой совокупности, взаимодействии произведений.  Я получила невероятное наслаждение! Особенно ещё потому, что сама люблю находить различные связи, сходства, отсылки.

К сожалению, мне представляется крайне сложным поделиться своими ощущениями через текст или фотографии(  Это как раз тот случай, когда необходимо личное присутствие. Но всё же прикреплю фото из более наглядных. Попробуйте почувствовать общность, поискать отгадки, параллели.

 

Бесформенная бронзовая штуковина при внимательном взгляде на стену, отбрасывала след кролика! А рядом полотно голландского мастера с дичью.

Это античный зал. И тема конечностей из разных эпох.

 

Удивительное соседство — отражение античных статуй в современной фотографии!

Из других залов. Любопытно, что в этой выставке Жан-Юбер использовал не только произведения искусства как таковые, но и экспонаты других музеев. Как например, макаку из Дарвиновского музея или этого двуглавого телёнка.

 

Ниже одно из любимых. Какое звонкое сочетание получилось!

Все залы были тематическими: например, в одном рассказывалась история отношений мужчины и женщины, «от возлюбленной к колдунье», в другом — путешествие по изображениям мира и космоса «От яблока к земному шару». Были и залы «За наблюдателем наблюдают», «От чёрного квадрата к ташизму», » От фигурных скал к абстрактной скульптуре», «5 чувств» и другие.

 

2. Spirit Labor, Гараж, январь 2022.

Кураторы: Снежана Кръстева и Андрей Мизиано.

Это выставка-любовь. Вообще всё, что делает Гараж (что мне доводилось видеть) априори под знаком качества. К большому сожалению, сейчас музей приостановил выставочную деятельность. Но год назад, ещё до февраля, я успела посетить эту выставку, оставившую очень большой след.

«Выставка посвящена сравнительно небольшому сегменту современного искусства, исследующему и тематизирующему протяженность времени: как через тело художника, так и через сам процесс создания и экспонирования искусства. Исследуя разные аспекты того, какие формы может принимать в искусстве время — от радикального боди-арта до концептуалистских практик, выставка затронет тему особого внутреннего психоэмоционального труда художника, труда, ведущего к превозмоганию себя и столкновению с колоссальными трудностями, преодоление которых зачастую порождает аффект.»

Фотографий с выставки у меня очень мало, ибо вот такая картина, как ниже, была повсеместно. И проблема даже не в людях, которые закрывают произведение:) Дело в том, что сама суть многих работ раскрывалась именно в экспликации к ним: поскольку материя времени зачастую требует  какого-то более длительного погружения (это не застывший миг), то идея художника далеко не всегда была понятна по одному лишь визуалу.  Тут больше не про материальный объект, а про работу духа (и ума), в том числе зрителей. Поэтому многие и ходили с пояснительными буклетами. Свой я до сих пор храню)

Конечно, я не могла остаться равнодушной к выставке, которая раскрывает одну из моих любимых тем исследования — время! Кстати, она была посвящена памяти Никиты Алексеева, художника, в творчестве которого время стало ключевым символом. Когда шла по залам, не раз ловила себя на мысли, что тоже могла бы быть тут со своими процессуальными проектами). Где-нибудь рядом с одним из любимых художников — Тейчин Сье 🙂 Если вы о нём не знаете, то расскажу в двух словах.

Тейчин Сье — это художник-перформансист из Тайваня. Одни из самых ярких его работ это 5 перформансов длиною в год. Каждый раз он давал определённые обязательства, которые документально и юридически фиксировались. Например, во время перформанса «Клетка» художник в течение года не покидал созданную им у себя дома камеру заключения, не читал, не разговаривал и не смотрел телевизор. Другой проект — «Верёвка», во время которого художник привязал себя к перформансистке Линде Монтано, договорившись ни при каких обстоятельствах не прикасаться друг к другу. 31 декабря 1986 года Сье объявил о начале «Четырнадцатилетнего плана». Ну а дальше (ибо публикация рискует стать необъятной) вы узнаете сами, если будет интересно:)

Ниже представлена документация одного из таких перформансов длиною в год. (видео почему-то отображается не на всех телефонах)

 

Работа китайского художника. Хэ Юньчан, 2010 год.

«Один метр демократии»

Короткий, но эмоционально и визуально эффектный перформанс, скорнцентрировавший в себе многовековую тоску по декократии.Надрез на теле длиной в 1 метр появился в результате того, что 12 человек из 25 опрошенных отдали свой голос за него. При этом все опрошенные обязались стать зрителями перформанса.

Легче ли наблюдать за претворением в жизнь чего-то, что выбрал ты сам?

Проект Михая Стэнеску. «Дайяна»

Это фотодневник, который вёл художник, снимая свою дочь Дайяну  в одном и том же платье на протяжении 23 лет — со времён детства до периода взросления и беременности, когда платье стало ей мало. Эти ежегодные фотографии — своего рода связующее зерно между дочерью и отцом, как и платье, оставшееся неизменным на протяжении долгих лет.

 

Чжоу Бинь. Дневники 1986-2015.

Художник превращает полный комплект своих многолетних рукописных дневников в бумажную массу, а затем отливает из неё бумагу. Чжоу Бинь как бы намекает, что всё  в жизни можно начать с чистого листа, и по большому счёту люди почти не оставляют после себя следа.

 

3. «Мыслящий ландшафт», август 2022.

Куратор — Юлия Аксёнова.

Групповая выставка Музея Москвы и галереи «Триумф» была посвящена художественному исследованию окружающего пространства и поиску новых форм взаимодействия с ним — через живопись, архитектуру, скульптуру, фотографию, видеоарт.

По словам куратора, «понятие ландшафта рассматривается сегодня как средоточие памяти и культурной идентичности. В нем оказываются зашифрованы исторические, политические и социальные процессы — неповторимые грани нашего коллективного и личного опыта. В свою очередь, искусство дает нам ключ к прочтению заложенных в ландшафте смыслов и активно вовлечено в процесс его интерпретации.»

Я бы не сказала, что тут меня поразила какая-то  особенность построения выставки и взаимодействия, но произведения были отобраны отличные!

Общее впечатление атмосферы тоже сложилось.

Арт-группа Художественное объединение. «Случай на опушке»

Автор — Николай Рындин

Текстильные работы Марии Арендт

Егор Плотников

 

4. Мастерская 20’22. Future is now (август-октябрь 2022) Выставка выпускников «Свободных мастерских».

Уже несколько лет я посещаю эти мероприятия, и каждый раз с большим интересом жду, что же нового покажут выпускники. Когда-то и сама мечтала поступить в Свободные Мастерские, но мечта была отложена. Посмотрим, что будет дальше).

В этом году художники много рефлексировали на тему детства, воспоминаний и взаимоотношений с родственниками.  Параллельной линией шли технологические новшества и эра цифровизации.

Светлана Покровская. Точка распада.

Артур Самофалов. «Претензия на истину»

Анна Сярова. Женская стена. Керамические скульптуры, отсылающие к женскому образу и формам.

Дарья Примачек. «Белое на белом» из серии «Русский сахар»

Егор Лаптарев.

В работе «Хромакей» автор на примере личного опыта рассматривает элементы массовой культуры и научно-технического прогресса, которые влияли на развитие поколений.

Анна Миршниченко. «А что же будет дальше?»

Алёна Шапарь. Приданое.

Мария Высотская. » В пыли будущего»

Алина Андрейчишена «Противостояние». Одна из наиболее зацепивших меня работ.

 

В этом году было несколько выставок графики, но одна из них попала в мой рейтинг

5. Современная графика из собрания Центра Помпиду. Дар Флоранс и Даниэля Герлен, январь 2022, Пушкинский музей

Изумительная камерная выставка, которая многими наверняка осталась незамеченной, и идя на которую я мало что ожидала. Но в итоге она произвела огромное впечатление. Были представлены графические работы значимых современных художников. Порой довольно удивительные, если сравнивать с их известными работами, инсталляциями.

Анн Лакутюр. Десять листов из серии «Марионетки»

Чарующие миры графики Мэтта Брайанса

Марк Бауэр. 23 листа из серии «Фрагменты из 29 минут».

Марк Дион

6. Томас Деманд  «Зеркало без памяти»

Первая выставка в России немецкого художника Томаса Деманда — одного из самых значимых фотографов последних десятилетий. На первый взгляд — что же тут необычного? Да, прекрасные фото. Только если не знать, что абсолютно каждый сантиметр этих фото сделан из бумаги!

Заимствуя изображения тех или иных событий из прессы и других источников (или организуя технические съемки), Деманд воспроизводит эти сцены в реальном масштабе из картона и бумаги, делая фактически скульптуры, после чего фотографирует их, а затем разрушает. Ради одного кадра.

Заставляет задуматься, не правда ли?

Кстати, узнали, оммаж кому в этих водяных лилиях?)

К выставке также шёл  интересный аудиогид на сайте, нашла его тут .Особенно меня впечатлила  серия хроник времени, где каждая из фотографий не случайна. Это какие-то знаковые переломные моменты, в которых заложена ещё  не раскрытое, но уже запущенное событие.

Например, это фото Diamond Princess.

Здесь изображены балконы круизного лайнера Diamond Princess, который стал тюрьмой для всех, кто на нем находился: на корабле случилась вспышка коронавируса — в результате отдыхающие оказались заперты в пределах не только одного корабля, но и своих кают.

А на этом снимке  воспроизведено изображение, сделанное с камер видеонаблюдения ранним утром в аэропорте города Портленд, во время досмотра вещей Мухаммеда Атты, который в этот же день, 11 сентября 2001 года, пересев в Бостоне на самолет компании American Airlines, осуществил таран Северной башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.

Из того, что я читала про художника, впечатлил факт, что в свою мастерскую Деманд практически никого не пускает: никто не свидетельствует процессу и не имеет возможности создать образ «художника за работой», к которому испытывает особую тягу массовая культура.

Деманд признаётся, что очень любит Матисса . На этом фото он воспроизводит его мастерскую.

И ещё невероятный момент: присмотритесь, все стены на выставке были выполнены из огромного количества стопок белоснежной бумаги. В контексте сегодняшних дней, учитывая санкции в производственных областях, эта белая бумага приобрела даже какой-то новый контекст…

Если вас заинтересовал этот художник, то настоятельно рекомендую это небольшое видео  канала Oh my Art

Погружение будет намного глубже !

 

7.  И напоследок ещё одна выставка из музея Москвы. Работы южнокорейского художника Гёнсу Ан. Я уже делала на неё небольшие обзоры, они есть в телеграм-канале.

Несмотря на незамысловатость кураторского решения, меня очень впечатлила атмосфера его работ. Выставка была посвящена путешествию по ночному городу N. В полумраке стен музея на полотнах художника трещал настоящий огонь и мерцали вечерние фонари. Очень полное ощущение: актуальность, мастерство, личное исследование художника.

Особое место на выставке заняла серия миниатюрных портретов лампочек.

 

Взавершение покажу ещё 3 отдельные работы прошедшего года, которые оставили у меня неизгладимое впечатление своей масштабностью. Конечно, их было намного больше, но, публикация и так рискует быть необъятной, поэтому ограничимся тремя.

1. Проект, увиденный на выставке выпускников иллюстраторов, курс Виктора Меламеда из БВШД. Невероятно детализированный и продуманный до каждой мелочи.

Автор — Злата Улитина. «Ecce Homo.  Алтарь расчеловечивания»

 

2.Работа, которая открывала публикацию, кисти казахского художника Саяна Байгалиева с выставки ArtLife Fest в Манеже.

Сюжеты его картин, чутко выхваченные из повседневного пространства, поражают теплотой и искренностью. И это близость к персонажам практически ощутима физически.  Художник словно приглашает нас шагнуть внутрь этого мира, развивает двухмерное пространство в объём. И само качество живописи какое, и этот широкоугольный взгляд, ракурс. Я очень впечатлилась!

 

3. И снова выпускная работа. Вернёмся к упомянутой выше выставке под номер 5.

Автор — Нат Апанай.  Художница из Свободных Мастерских.

«Архитекрутный биотехпроект». Модуль активации единства.  Цитирую «Работа представляет собой артефакт, спроектированный архитектором, заключившим договор с нечеловеческими агентами».

 

Вот таким было искусство на выставках 2022 года через мою призму. Буду очень рада вашим комментариям, и постараюсь не забрасывать блог. До новых встреч!

 

Только и думаете о “Топ выставок 2022. Москва

  1. Спасибо, Катя, интересно было прочесть! Работа с бумажными макетами — что-то невероятное!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *