Без рубрики 👁 174

Арт-резиденция Мамадец для мам-художниц

Заметки в блоге пришли к частоте «один раз в год», но было бы абсолютным упущением не вписать в его историю одно из самых ярких творческих впечатлений прошедшего времени.
Тут, вероятно, надо сказать пару слов вступления. Отчего же я так редко пишу, творю и иногда, по ощущениям, редко живу?

Кто читает меня в Инстаграме (а именно туда я перебралась, отложив все другие соцсети), тот знает, что в 2020-м году наша семья пополнилась, и незаметно для себя я превратилась в маму двоих детей. Временами по-прежнему не верю в это).

И если с первым ребёнком случилось моё творческое возрождение, то со второй дочкой, к сожалению, искусство встало на длительную паузу. Впрочем, несмотря на отсутствие возможностей, я всё же продолжаю делать проекты уже не в плоскости рисования, а в контексте современного искусства. Об этих работах, кстати, я почему-то совершенно не писала в блоге, но увидеть их можно в моём втором insta-аккаунте, посвященном материнству.

Как-то незаметно для себя за это время  реализовала уже около 5 проектов, посвященных теме родительства, в самых разных его проявлениях.

И вот, в августе этого года мне посчастливилось пройти open-call в арт-резиденцию Мамадец! для мам-художниц. Поистине прекрасное событие, аналогов которого ещё не было в России.

Организаторами этого действа выступили художница Яна Малышева-Джонс (@mamadets), давно исследующая тему материнства в искусстве, и галерея Пересветов Переулок, предоставившая на целый месяц своё творческое пространство.

 

Особенность резиденции заключалась в том, что художницы могли приходить и работать вместе со своими детьми. Для этого в отдельном зале галереи была организована детская комната.

Из серии открыток Ариадны Арендт

 

Прекрасная книга из «детской»

 

Помимо рабочих моментов у нас проходили тёплые чаепития, встречи-обсуждения, созвоны в зуме, свопы и лекции.

Было здорово стать частью такой крутой компании: все девушки очень разные, самобытные! Многие окончили специализированные учреждения по современному искусству, были и те, кто предан живописи и традиционным медиа.

Кадр с лекции «Репрезентация материнства в искусстве». Пьета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резиденция открывалась и закрывалась нашими выставками: вначале были показаны работы прошлого периода, а по завершению — итоги за полтора месяца.
И по большей части обе выставки стали своеобразным полем экспериментов: кто-то пробовал новые для себя материалы, кто-то развивал уже начатые темы, некоторые творили  в соавторстве с детьми.

Что касаемо лично меня, то думаю, горы я не свернула, но при имеющихся сейчас возможностях сделала максимум. С печалью думаю, что чуть было не прошла мимо этого опен-колла, и отправила заявку буквально в последние дни по настоянию знакомой художницы.

Да, приезжать в галерею вышло не так часто, как хотелось бы, но за месяц  работы резиденции удалось реализовать два проекта, которые задумывались уже очень давно, и вряд ли бы состоялись без такой возможности.

Один из них, Google-детство, масштабная работа, идея которой возникла ещё в 2019 году. Тот случай, когда 90% работы проходило за компьютером.

Визуально проект представляет большую фотохронологию, включающую 1890 фотографий.Все представленные фото сделаны с самого момента рождения нашего сына Саши по сегодняшний день, и хранятся в облачном сервисе — Google фото. Собственно, интернет-сервисы на любой запрос и вдохновили меня на название проекта.

 В этой работе я поднимаю тему переизбытка виртуальной информации, которая с огромной скоростью ежесекундно появляется в наших гаджетах. Особенно это касается такого знакового события, как рождение ребёнка: в первые месяцы сотни фотографий и видео буквально наводняют цифровое пространство.
Тем не менее стремление запечатлеть момент в таких масштабах лишает его значимости. В противовес реальным фотоальбомам нашего детства, где каждое из нескольких десятков фото казалось особенным.


 К слову, общее количество фотографий сына в Google Photos — 3551шт.
Однако, в силу ограниченного пространства я решила не использовать одинаковые дубли и вдвое сократила объём. При этом размер работы всё равно вышел внушительным: 4.2* 1.2 метра.

Около месяца я создавала в фотошопе все эти коллажи и распечатывала на домашнем принтере, столкнулась с его поломкой, с разбитой матрицой ноутбука, но несмотря на все эти сложности проект был выполнен)!

Таким образом, любой посетитель выставки мог увидеть целую жизнь маленького человека и его окружения, в полном масштабе и без цензуры.

Примечательно, что в день вернисажа (25.09.21) Саше исполнилось 4 года. Такая вот неслучайная случайность🙂  

И особо внимательные могли заметить по фото, что в конце ленты оставлено белое пространство — конечно, это не просто так) Фотографии добавлялись и во время самой выставки, и продолжают появляться и сегодня, но уже на виртуальной ленте жизни.

Второй проект «Занозы. Отцы и Дети» я покажу в блоге отдельной публикацией.

Он довольно непростой по эмоциональной составляющей, и ещё требует завершения.Проект о боли, воспоминаниях и секретах, которые мы можем доверить лишь анонимным запискам.

А вот небольшое видео, где я делюсь своими впечатлениями во время резиденции.

 

Ну а далее предлагаю взглянуть на работы девушек, с первой и финальной выставок.

В них много личных переживаний, рефлексии материнства. Такой опыт не всем может быть понятен и близок. В частности, моя свекровь поделилась мнением, что ей большая часть работ показалась мрачной и непонятной.

Однако я считаю, что искусство не обязано быть красивым, приятным и служить развлечению зрителя. Если у последнего есть желание заглянуть глубже и расширить свои горизонты понимания, это прекрасно! Но сложно не признать, что искусство — это яркий показатель процессов в обществе.

Я предлагаю вам подойти к просмотру именно с этой точки зрения и попытаться проникнуться чувствами участниц резиденции. Если вы тоже являетесь родителем, то сделать это будет намного проще. Ибо светлые стороны его знает практически каждый, а вот с тёмной стороной сталкиваются лишь те, кто лично прошёл через это.

И заранее прошу прощения (особенно у авторов), что не ко всем работам будут пояснения. Свои ночные часы сна я обменяла на эту публикацию, но она и так вышла слишком большой)

Имена везде постаралась подписать, поэтому при желании вы сможете найти художниц в соцсетях.

 

Видео Любы Саутиной.

Слепок лица художницы выполнен из грудного молока и детской смеси. На протяжении видеодокументации мы видим, как оно тает и исчезает.

 

Инсталляция «Колыбель» Лилии Ким.

Начало начал. Связь с жизнью и природой. Вышла очень эффектная инсталляция!

Кстати, сзади вы можете видеть белую стену, предназначенную для детей, но я с удовольствием тоже  на ней порисовала. Сейчас даже сожалею, что не расписала её красками)

 

Маска с ручной вышивкой для видео Анны Ше.

История персонажа, который никак не может найти свое место

Автор: Алина Бровина

 

Ниже работа «Как приручить единорога» авторства Movemoon.

Оля  создаёт непростые работы, и очень увлекательно об этом рассказывает.

Ризоматичность, блокчейн —  тема её исследований в рамках резиденции.

 

Кормилица.Автор: Movemoon.

Серия моих графических работ «Хаос» и вдохновение к ним.

 

Вышивки. Автор: Виктория Кокорина

Вика работает с традиционной вышивкой, рассматривая её как джазовую импровизацию. Работает с архивными материалами травников.

 

Далее серия работ ручной вышивки «Ткани». Автор: Люба Саутина.

Медитативная практика возвращения к воспоминаниям и переосмысление опыта. Художница создаёт вручную ткани, воспроизводя ткани из прошлого.

 

Инсталляция Светланы Шиланковой «Пир»


Автор: Яна Малышева-Джонс. «Кровать для сна и отдыха»
Плацебо-Арт.
Художница, создавшая следующие работы, приехала из Санкт-Петербурга. Клавдия Колибаба, мама троих детей, буквально вырвалась на 5 дней в Москву и ударно поработала, с полугодовалой малышкой наперевес. Создала за эти дни несколько серий работ!В каждой из них она совмещала набор препаратов и художественные материалы. Клава, будучи врачом по второму образованию, исследует тему бесполезных лекарств и применяет их в своих работах.

а ещё одна создала универсальный рецепт для мам

Глиняная керамика Алёны Липинской. Самая юная участница резиденции, (ей всего 22 года) Алёна переосмысляет каменные изваяния древних женщин.

 

«Матчество» Алины Бровиной.

Непростая тема телесности и изменений, с которыми сталкиваются женщины. Думаю. тут всё понятно без лишних слов.

 

Автор: Юлия Каптур. Тотемы из керамики.

Юля слепила для нас кружки, и мы их расписывали

 

Ниже представлены работы Евгении Паниной.

 

Автор: Ариадна Арендт.


Ниже работы Юлии Арнаутовой.
Рисунки дочери, преобразованные Юлией с помощью туши.
Объект «Персона» — оммаж фильму Ингмара Бергмана «Персона».
Очень выразительная работа о цельности личности.

Юля даже провела нам камерную лекцию о создании барельефов.

Фотопроект Кати Канке-Заикановой, посвящённый теме материнской затроганности. Помимо портретов девушек Катя просила их назвать одно место на теле, где мама в наибольшей мере чувствует себя собой, где «не ступала нога ребёнка»:) Очень проникновенные фотографии и истории получились!

 

«Повелитель мух» Юлии Павловой.

Арт-объект, отсылающий к книге У. Голдинга, вылился из наблюдений художницы за детьми.

В один момент ребенок делает выбор между “насадить муху на шпажку, потому что она плохая” и “похоронить птичку, потому что она хорошая”.  

 

Коллаж и живописное полотно Варвары Бутырской.

Коллаж «Медиатека» выполнен на основе детских рисунков и отсылает нас к яркой мозайке в телефоне, попавшему в руки ребёнку.

И в завершение проект Маши Макаровой «Смелость рождения женщины»Девушка работает с проблемой принятия изменений тела после рождения ребёнка. 

Мягкий пластилин, из которого выполнена работа, подчёркивает хрупкость женщины, а следы на нём — реальный отпечаток дочери художницы. Отпечаток во всех смыслах этого слова.

На этом мы подходим к концу. Хочется лишь выразить огромную благодарность организатором и пожелать проекту дальнейшего развития!Спасибо за  внимание!
Ваши комментарии будут очень интересны как мне, так и художницам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *